Автодорожная накладная (CMR) - транспортный документ, подтверждающий наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов. Для международных автодорожных перевозок этот документ должен содержать сведения, предписываемые Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ): дату отгрузки, наименование груза, подлежащего перевозке, имя и адрес перевозчика, наименование получателя, срок доставки, стоимость перевозки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Накладная не является товарораспорядительным документом, не может быть индоссирована, груз выдается указанному в ней получателю.
АСМАП - Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП)
Вес брутто - масса товара вместе с упаковкой внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней - тарой. В практике международной торговли используются также термины полубрутто (вес брутто за вычетом массы наружной упаковки) и фактический вес брутто.
Вес нетто - масса товара без тары и упаковки. В ряде стран при исчислении таможенной пошлины в вес нетто включается и масса внутренней (первичной), неотделимой от товара до его употребления, упаковки, в которой он доставляется потребителю (вес полунетто). По весу нетто, как правило, устанавливается цена на товар с учетом также стоимости тары и упаковки.
Грузооборот - экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.
Грузоотправитель - сторона договора перевозки груза, сдавшая груз к перевозке и указанная в качестве отправителя в транспортном документе.
Грузополучатель - лицо, которому по указанию грузоотправителя должен быть выдан груз в пункте назначения. Грузополучатель не является стороной в договоре перевозки, однако имеет права и обязанности, обусловленные этим договором.
Груз - товары, перевозимые на борту судна или другим видом транспорта.Груз может состоять из жидких или твердых материалов или веществ без какой-либо упаковки (например, массовый груз) или из разрозненных единиц неупакованного товара; упаковок; укрупненных грузов (на поддонах или в контейнерах); или товаров, погруженных на транспортные единицы и перевозимых с помощью активных видов транспорта.
Грузовое место - конечный продукт упаковочной операции в том виде, в каком он подготовлен для транспортировки и состоит из собственно упаковки (резервуар, контейнер) и находящегося в ней груза. Термин "грузовое место" включает все применяемые для упаковки приспособления, в частности держатели, используемые в качестве внешней или внутренней оболочки товаров, держатели, с помощью которых товары накручиваются, наматываются или связываются, и резервуары. Данный термин исключает средства транспортировки и транспортное оборудование, как то: поддоны и контейнеры.
ЕСТР - Европейское соглашению о режиме труда и отдыха водителей (ЕСТР)
Книжка МДП (TIR) - международный документ таможенного транзита, который выдается представляющей гарантию ассоциацией, уполномоченной таможенными властями, и по которому перевозятся грузы в большинстве случаев с таможенными печатями и пломбами, в автотранспортных средствах и контейнерах в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП).
Книжки МДП, используемые в настоящее время, состоят из 14 или 20 листов (т. е. из 7 или 10 комплектов) и предназначены соответственно для перевозки товаров через территорию 7 или 10 государств.
Книжки МДП выдаются в РФ Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), печатаются на французском языке, за исключением первого неотрывного желтого листа, который печатается на английском или русском. Книжка МДП имеет срок действия.
Книжка МДП после завершения перевозки с соблюдением процедуры МДП с соответствующими печатями таможни назначения или таможни вывоза возвращается перевозчику и служит подтверждением надлежащего завершения процедуры МДП.
Министерство транспорта Российской Федерации РОСТРАНСНАДЗОР
Негабаритный груз - грузовые места, размеры которых превышают габариты, допустимые при обычных перевозках. Порядок предъявления и перевозки негабаритных грузов определяется специальными правилами и тарифами.
Опасный груз - это груз, который в результате транспортного происшествия нанесёт вред здоровью или жизни людей и/или окружающей среде.
Сопроводительные документы - пакет документов, необходимый для сопровождения груза в дороге, включает в себя документы с указанием перечня перевозимого товара, его стоимости, страны производителя, а также сертификаты, если груз подлежит сертификации.
Транзитная декларация (T-1) - должна сопровождать по территории ЕЭС все грузы неевропейского происхождения (например, из США, стран Азии) и грузы, приходящие с европейских таможенных складов (bonded/customs warehouse).
Транзитная декларация Т-1 на грузы, прибывающие по суше, делается на границе ЕЭС, если груз прибывает извне, либо поставщиком/агентом поставщика или перевозчика/экспедитора - если груз пришел с таможенного склада внутри ЕЭС.
На авиагрузы, а также на грузы идущие морем, из стран, не входящих в ЕЭС, Т-1 делается прямо в аэропорту/порту прибытия уполномоченным агентом. Если груз отправлен самолётом из страны ЕЭС и требует Т-1, данная декларация должна быть предоставлена отправителем/поставщиком, либо груз должен сопровождаться авианакладной со специальной пометкой.
Транзитная декларация Т-1 составляется на основании инвойса и упаковочного листа.
ФДА - ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РФ
Экспортная декларация (EX-1) - для грузов, произведённых и проданных из стран ЕЭС - это общепринятый международный документ, который подтверждает экспорт товара. Факт вывоза товара за пределы ЕЭС подтверждается штампом таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление автомобиля на Россию. Оригинал экспортной декларации со штампом отправляется по почте на адрес отправителя. Данный факт позволяет покупателю товара избежать уплаты внутри-европейского НДС (VAT).
Декларация ЕХ-1 должна сопровождать грузы европейского происхождения, следующие с транзитного склада или склада поставщика за пределы стран ЕЭС.
Декларация ЕХ-1 оформляется поставщиком/агентом поставщика или перевозчика/экспедитора, которые имеют на это соответствующую лицензию.
Транзитная декларация (Т1) - Т1 это документ (бумажка) являющийся таможенной (финансовой) гарантией и применяется для товаров пересекающих территорию ЕС (Евросоюза) транзитом или для гарантии доставки товара от границы ЕС к таможенному складу или внутренней таможне или наоборот.
Т1 - это финансовая гарантия выставленная таможенным агентом (тот, кому таможня доверяет и который в случае чего... все оплатит) в пользу таможенных органов ЕС, обеспечивающая гарантию уплаты в бюджет ЕС всех таможенных пошлин и сборов. Например если товар, перемещаемый по территории ЕС по процедуре Т1 не будет доставлен от границы до таможенного поста, то агенту который выписал T1 (поручился) придется уплатить все таможенные сборы как если бы груз был растаможен для использования на территории ЕС.
На практике Т1 пользуются как альтернативой системе гарантий Сarnet TIR (МДП).
T1 применяется в следующих случаях:
- товар приплыл морем в порт ЕС из другой страны не входящей в ЕС ( Америка, Япония...) и далее автотранспортом из морского порта вывозится внутрь ЕС на таможенный пост для таможенной очистки или на таможенный склад для хранения или дальнейшей перегрузки;
- товар приплыл в морской порт ЕС из страны не ЕС и затем автотранспортом из морского порта вывозится за границу ЕС, в этом случае Т1 выписывается до таможни на границе ЕС;
- товар вывозится с таможенного склада, например, в Германии на таможенный склад, например, в Латвии;
- товар ввозится из-за пределов ЕС через сухопутную границу внутрь ЕС на таможенный пост для очистки ли на таможенный склад для хранения или перегрузки;
- груз ввозится из-за пределов ЕС через сухопутную границу транзитом в морской порт или в Швейцарию, Норвегию,… страны не входящие еще в ЕС.; Т1 создается на основании инвойса, упаковочного листа и доверенности от отправителя.